Вопросы организации здравоохранения > Организация здравоохранения

Обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности в медорганизации

<< < (5/8) > >>

Taevsky:
Уважаемые коллеги!

 Во второй публикация серии «Проблемы организации внутреннего контроля и управления качеством медицинской помощи в медицинских организациях, порождённые приказом Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н» мы представляем вашему вниманию решение другой появившейся с выходом приказа Минздрава от 10 мая 2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» фундаментальной проблемы федеральных оценочных критериев – их фрагментарности.

Прочесть статью.

 Представлено обоснование данной проблемы и её решения, описан процесс практической реализации с пошаговым алгоритмом и иллюстрациями (формой Приложения к карте внутреннего контроля с управляемыми параметрами лечебно-диагностического процесса).

Taevsky:
Уважаемые коллеги!

 В третьей статье серии «Проблемы организации внутреннего контроля и управления качеством медицинской помощи в медицинских организациях, порождённые приказом Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н» мы представляем вашему вниманию решение ещё одной важной проблемы, порождённой приказом Минздрава от 10 мая 2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» – точечного охвата возможных клинических ситуаций.

Статья в оригинале.

 Кроме обоснования проблемы и её решения, описания процесса практической реализации с пошаговым алгоритмом и иллюстрациями (формами документов), в статье приведены решения для некоторых организационных проблем, связанных с обеспечением качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях.

Taevsky:
Предновогодний дайджест Здрав.Биз и ЭкспертЗдравСервис

 Информация для руководителей медицинских организаций, их заместителей, врачей – организаторов здравоохранения и владельцев медицинского бизнеса, руководителей здравоохранения, врачей – экспертов, руководителей структурных подразделений медицинских организаций, ответственных за обеспечение качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности.
 
 О главном:

 Ох, нынче много. Столько всего конкурирует за место в этом разделе! Немудрено. В последний раз мы готовили дайджест ко Дню медицинского работника. Полгода назад! Конечно, накопилось. Да и времена лихие. Отжимаем:

 19 декабря Совет Федерации скоропостижно одобрил законопроект о клинических рекомендациях, буквально накануне принятый Государственной думой во втором чтении. Торопятся чего-то. Мы выступали летом в Государственной думе с мощным докладом «Таевский А.Б., Князев Е.Г. Роль и место клинических рекомендаций в клинической практике и в законодательстве о здравоохранении Российской Федерации. Доклад в Государственной Думе 9 июля 2018 года». Кое-какие положения этого доклада до депутатов дошли, и самые зловредные правовые конструкции из законопроекта исчезли. Хотелось бы, конечно, лучше. И глубже. Увы.

 Этим же законопроектом вносятся изменения в ст.90 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», суть которых сводится к тому, что внутренний контроль в медицинских организациях будет теперь проводиться в соответствии с порядком, устанавливаемым Минздравом России, а вовсе не руководителем организации, к чему все привыкли. Минздрав подготовил уже соответствующий проект. Если Вы ещё не успели с ним ознакомиться, рекомендуем. Диво дивное, чудо чудное.

 Прошедшая 3-4 декабря в Москве XI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Медицина и качество – 2018» была практически целиком посвящена грядущим переменам, обязательному переходу медицинских организаций к СМК. Мы выступили на этой конференции с докладом «Князев Е.Г., Таевский А.Б. Проблема качества процесса оказания медицинской помощи в СМК медицинской организации. Клинический аудит», а также совместно с НПЦ Горизонт приняли участие в выставочной экспозиции с новой Автоматизированной информационной системой «Экспертиза качества медицинской помощи» (АИС ЭКМП), разработанной с нашим непосредственным участием в течение 2018 года. Предназначение нового специализированного программного обеспечения – автоматизация экспертной работы и управление качеством медицинской помощи по отклонениям – т.е., наших технологий. При этом преследуется цель добиться той же функциональности, что имеют наши АЭТК-ЭКМП и АЭТК-ККМП, но на более современной технологической платформе 1C – т.е., с преодолением ограничений электронных таблиц. В первом квартале следующего года мы планируем анонсировать этот продукт на сайте во всех подробностях. Получить интересующую Вас информацию об этой разработке и даже приобрести АИС для своей организации Вы можете уже сейчас, оформив на этой странице запрос информации с уточнением: АИС ЭКМП.

 Заметным достижением этого полугодия явилось создание и выход учебного пособия «Таевский Б.В., Таевский А.Б., Князев Е.Г. Методика экспертизы качества медицинской помощи» (Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, 2018. - 108 с.). Надёжное подспорье в работе. Электронную версию пособия можно получить здесь. Конечно, бесплатно.

 Опыт участия в реализации проектов в системе СДС ФГБУ ЦМИКЭЭ Росздравнадзора «Качество и безопасность медицинской деятельности» с компанией «Международный инновационный консалтинг» и на основе международных стандартов ISO 9001:2015 с Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» убедительно свидетельствует о том, что организация СМК в медицинских организациях требует особого подхода. Наши технологии экспертизы качества медицинской помощи и управления качеством медицинской помощи по отклонениям составляют основу клинического аудита – центрального направления в системе менеджмента качества (СМК) медицинской организации.
 В целом же проблему разработки и внедрения СМК в медицинских организациях разного типа и мощности мы в течение последних лет проработали достаточно глубоко. В зависимости от Ваших потребностей и возможностей, реализация такого проекта в Вашей организации должна идти по одному из трёх путей:
 Проектная модель № 1 предусматривает большее участие внешних консультантов и меньшие сроки реализации.
 Проектная модель № 2 требует меньшего внешнего участия и более длительной реализации.
 Проектная модель № 3 специально разработана с целью минимизации внешнего участия без необходимости удлинения сроков реализации. Построение интегрированной СМК осуществляется в этой модели преимущественно своими силами на основе наших материалов.
 Более подробно эти варианты мы обсудим при Вашем желании. Для этого оформите, пожалуйста, заявку на этой странице.

 В главный раздел дайджеста хотелось бы ещё добавить обзорную статью по наиболее важным изменениям в деятельности медицинских организаций России «Князев Е.Г., Таевский Б.В., Таевский А.Б. Что изменится для начмедов с 2019 года». Читайте её в первом номере журнала «Заместитель главного врача» издательства Актион-МЦФЭР за 2019 год.

 О важном:

 На сайте с 20 июня 2018 года (дата предыдущего дайджеста) представлен ряд новых разработок и множество полезных публикаций. Прямые ссылки на продукты и статьи здесь указывать не будем из уважения к администрации сайта. Все они есть в оригинале дайджеста.

 О приятном:

 Новый год на носу )
 С Наступающим, коллеги! Всех Вам благ, любви, здоровья, счастья и процветания!
---
 С уважением, Андрей Таевский, команда Здрав.Биз и компания ЭкспертЗдравСервис

Taevsky:
Обеспечение безопасности медицинской деятельности по важнейшим направлениям 
---
 Уважаемые коллеги! Добрый день!

 Вся медицинская деятельность связана с риском, полностью избавиться от которого невозможно в силу вероятностного характера основного «производственного» процесса – процесса оказания медицинской помощи. В то же время, немалая часть неблагоприятных событий при оказании медицинской помощи происходит по управляемым причинам. Их можно предвидеть и предотвращать, однако чаще приходится говорить об этом в сослагательном наклонении, с частицей «бы» и с сожалением, порою очень глубоким. Недаром многие поколения врачей вырабатывали принципы безопасного оказания медицинской помощи, которым мы следуем и поныне, и дальнейшим развитием которых являются многие из установленных нормативными правовыми актами специальных требований к безопасности медицинской деятельности. Таким образом, существуют как чисто профессиональные, так и установленные – государством, ведомством, руководством медицинской организации специальные требования, провозглашённой целью каждого из которых является предотвращение неблагоприятных событий при оказании медицинской помощи.

 Требования множатся с течением времени, бессистемно и не только по причинам, связанным с реально управляемыми рисками, сопровождающими осуществление медицинской деятельности, с появлением новых опасностей или с обнаружением ранее скрытых. Серьёзное упорядочивание требований на федеральном уровне началось лишь недавно с реформой контрольно-надзорной деятельности. Специальные требования к обеспечению безопасности медицинской деятельности, благодаря этому упорядочиванию, начинают формироваться в более-менее логичные правовые конструкции в пределах относительно самостоятельных направлений.

 Среди важнейших направлений обеспечения безопасности, где необходимо в первую очередь организовать выполнение специальных требований, можно с уверенностью выделить:
 -   эпидемиологическую безопасность и соблюдение санитарно-эпидемического режима;
 -   лекарственную безопасность и фармаконадзор;
 -   безопасность изделий медицинского назначения, включая техническое обслуживание медицинской техники и метрологическое обеспечение средств измерений;
 -   хирургическую безопасность;
 -   трансфузиологическую безопасность;
 -   информационную безопасность;
 -   безопасность среды в медицинской организации;
 -   технику безопасности и охрану труда;
 -   пожарную безопасность.

 Внутри все эти направления содержат множество требований, выполнение которых требует от ответственных лиц каждой медицинской организации найти множество организационных решений, и без приведения всех их в систему что-либо работоспособное сделать практически невозможно. Для того, чтобы система управления медицинской организацией в этой части – т.е., система внутреннего контроля качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности, была эффективной, необходимо, прежде всего, проанализировать процессы медицинской организации, каким-либо образом связанные с указанными направлениями, и выделить риски, которые генерируются по каждому из них. Затем, для каждого выделенного риска следует проработать профилактические меры – предотвращения неблагоприятных событий, если это возможно – т.е., для преимущественно детерминированных процессов, или уменьшения вероятности их наступления, снижения тяжести возможных последствий – для преимущественно вероятностных процессов. Выработанные профилактические меры закрепляются в локальных регламентах, инструкциях, стандартах и других документах. Они, конечно, должны соответствовать установленным требованиям, если те существуют для того или иного риска, а при их отсутствии придётся разработать собственные.

 Сложно? Да, неимоверно. Но и необходимо, если медицинской организации нужна реальная рабочая система обеспечения качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности, а не «бумажки» на полку «для проверяющих». Почему проект внедрения интегрированной системы менеджмента качества (СМК, ИСМК) имеет оптимальные сроки реализации год – полтора, и почему поиски «всех нужных» и «готовых» документов обречены на провал. Единственный вариант, когда такое допустимо – смещённая «точка входа» в проект ИСМК. Единственный!

 Что мы понимаем под «смещённой точкой входа в проект ИСМК»: в процессе реализации многих проектов ИСМК в различных медицинских организациях (а двух одинаковых медицинских организаций не существует) у консультантов-экспертов нарабатывается не только опыт руководства созданием необходимых документов надлежащего качества, но и масса собственного ценного практического материала. В основном, конечно, это строго индивидуальные разработки, однако некоторая (в целом по проектам – весьма небольшая) часть такого материала преимущественно опирается на действующие нормативные правовые акты федерального уровня и в этой связи может служить основой для тиражируемых решений. Из этой части условно универсальных материалов по итогам аналитической работы можно формировать тематические сборки, обладающие характеристиками указанной выше «допустимости»: изначально заложенная в них интегрируемость в СМК, ясность необходимости дальнейших шагов к СМК и комплексность решения, а также надёжная опора на действующие нормативные правовые акты федерального уровня. Т.е., внедрение таких «сборок» следует расценивать как этап движения к ИСМК, позволяющий здесь и сейчас организовать работу в том или ином направлении в полном соответствии с установленными требованиями, «отбиться от проверяющих», а также сэкономить время и деньги за счёт того, что такие сборки завтра, при неизбежном вступлении в проект ИСМК, не полетят в корзину.

 Далее, логически следует вывод о необходимости внимательно исследовать не только составы появляющихся предложений, но и предпосылки их появления – из них видны перспективы. Задавайте вопросы разработчикам – они абсолютно правомерны, о том, откуда эти продукты, кто их создал, на основании какого опыта и т.п. Писать об этом приходится прямо, коллеги, т.к. мы постоянно взаимодействуем с вами, ищущими и зачастую уже не единожды обжегшимися «всеми нужными» и «готовыми», но не всегда полезными в деле документами. 
---
 Полнотекстовый оригинал
---
Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский

Taevsky:
Уважаемые коллеги!

 Вчера, 4 сентября 2019 года, Министерством юстиции Российской Федерации за № 55818 зарегистрирован приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июня 2019 года № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

Документ можно скачать здесь. Пока скан, а редактируемый формат появится в разных СПС где-нибудь через неделю.

 В этой связи, сообщаю вам некоторые важные вещи.

 Первое. Радикальных изменений не произошло. Приказ наследует (и систематизирует!) традиционные для нашей страны подходы к организации и проведению внутреннего контроля, лишь слегка меняя (осовременивая) общие принципы и освежая понятийный аппарат. С другой стороны, приказ устанавливает минимальные требования и ничуть не ограничивает дальнейшее развитие тех, кто к этому готов и стремится (и чем мы с вами занимаемся давно и успешно). В общем, разработчики документа проявили пусть и не идеальную, но, всё же, весьма необычную для нашего ведомства аккуратность, что радует.

 Второе. Все наши технологии востребованы. Работы текущей, конечно, прибавится, но для коллег, сотрудничающих с нами – не сильно, т.к. многое делается и стало привычным. Коллегам, не ограничившимся «Базовым» пакетом по организации внутреннего контроля, а внедрившим и другие наши разработки (сборки серии «Безопасность» и др.), так вообще переживать особо не о чем. Для достижения соответствия, повторюсь, минимальным(!) требованиям приказа потребуется лишь небольшая коррекция в части общего менеджмента, да «подключение» недостающих блоков. Каких именно – зависит от вида, профиля и организационной структуры организации, и здесь я вновь воздаю должное разработчикам приказа, не забывшим об этом сообщить. В общем, доработка документов, и вперёд. Аналитику в помощь планирую.

 Третье. Переделывать кое-что придётся, как же без этого. То есть, будет усердное наше потение и следом анонсирование и рассылка обновлений. Пока вижу необходимость обновления «Базового» пакета всех версий в части общего менеджмента и структуры «разъёмов» для подключения блоков по направлениям. Самое тяжёлое содержимое пакета, его ядро – технологии экспертизы качества медицинской помощи и управления качеством по отклонениям документом нисколько не затронуты (напротив, приказ, по сути, легализует использование аналитических инструментов, не ограничивая их формат и содержание). Соответственно, большая часть документов и форм, а также, тадам!, АЭТК переработки не требуют, и это здорово.

 Четвёртое. Приказ однозначно указывает направление будущего развития национальной системы здравоохранения в отношении обеспечения качества медицинской помощи, качества и безопасности медицинской деятельности. Пора перестраиваться, ускоряться и входить в проект внедрения интегрированной системы менеджмента качества, если Вы этого ещё не сделали.

 Пока всё. До скорой встречи, уважаемые коллеги!
 Источник.
---
Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии