Несколько общих замечаний по Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утверждённому Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»:
1. Общественное обсуждение данного нормативного акта прошло с грубыми нарушениями Постановления Правительства РФ от 25.08.2012 N 851
Не выполнены требования Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.12.2012 № 1334) в части следующих пунктов:
1.1. пункта 3. в), г) и д) – не была размещена информация о сроках общественного обсуждения, о результатах общественного обсуждения и о результатах рассмотрения проекта нормативного правового акта.
1.2. пунктов 17, 20. (не были размещены на официальном сайте позиции разработчика по поступившим предложениям и замечаниям к Порядку...)
1.3. пункта 19. (не были размещены на официальном сайте пояснительная записка, содержащая необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, срок приёма предложений).
2. Вызывает удивление, как Порядок прошёл антикоррупционную экспертизу?
В следующих приложениях к Порядку:
Приложение № 5 «Стандарт оснащения станции скорой медицинской помощи...», Приложение № 8 «Стандарт оснащения оперативного отдела медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь вне медицинской организации», Приложение № 11 «Стандарт оснащения стационарного отделения скорой медицинской помощи больницы (больницы скорой медицинской помощи)», Приложение № 14 «Стандарт оснащения отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи больницы (больницы скорой медицинской помощи, центра медицины катастроф)» содержатся коррупциогенные факторы в виде элементов нормирования ресурсов – «по требованию» и «по потребности». А это сколько?
Чиновник какого уровня будет заниматься распределением этих ресурсов, у которых нет чёткого критерия для нормирования, и сколько ему нужно будет за услугу по нормированию «откатить»?
Ещё один коррупциогенный фактор: привилегии частной системе здравоохранения при оказании СМП из Приложения № 4 в виде «Настоящие рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения». Данные нормативы могут не распространяться на аппарат управления частной медицинской организации, в части наименований должностей, но в остальном подходы должны быть едины в рамках госгарантий.
Ещё один коррупциогенный фактор – неточность в определениях объектов регулирования: какие же федеральные государственные учреждения имеются ввиду на которые не распространяется Приложение 1 по осуществлению медицинской эвакуации и по каким основаниям им эти привилегии?
В ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ п.7 статьи 35. «Федеральные государственные учреждения вправе осуществлять медицинскую эвакуацию в порядке и на условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень указанных федеральных государственных учреждений утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Имеется и Перечень , в котором перечислены 140 федеральных государственных учреждений, осуществляющих медицинскую эвакуацию!
С учётом вышеизложенного, можно утверждать, что новый Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утверждённый Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» принят с нарушением действующего законодательства.
Метаморфозы с Порядком происшедшие с момента опубликования первого варианта (от 17 октября 2012 г.) свидетельствуют только об ухудшении его качественного наполнения.
Если в первом варианте было 47 приложений, то вариант, опубликованный для общественного обсуждения, содержал уже 24 приложения, окончательный же вариант всего 14!
Из текста документа были удалены нужные для деятельности МО СМП, но требующие дальнейшей доработки и согласования приложения и определения.
Окончательный вариант вряд ли упорядочит оказание скорой медицинской помощи в силу его слабой научной проработки и противоречивости!