Последние сообщения

Страницы: [1] 2 3 ... 10
1
Обеспечение безопасности медицинской деятельности по важнейшим направлениям 
---
 Уважаемые коллеги! Добрый день!

 Вся медицинская деятельность связана с риском, полностью избавиться от которого невозможно в силу вероятностного характера основного «производственного» процесса – процесса оказания медицинской помощи. В то же время, немалая часть неблагоприятных событий при оказании медицинской помощи происходит по управляемым причинам. Их можно предвидеть и предотвращать, однако чаще приходится говорить об этом в сослагательном наклонении, с частицей «бы» и с сожалением, порою очень глубоким. Недаром многие поколения врачей вырабатывали принципы безопасного оказания медицинской помощи, которым мы следуем и поныне, и дальнейшим развитием которых являются многие из установленных нормативными правовыми актами специальных требований к безопасности медицинской деятельности. Таким образом, существуют как чисто профессиональные, так и установленные – государством, ведомством, руководством медицинской организации специальные требования, провозглашённой целью каждого из которых является предотвращение неблагоприятных событий при оказании медицинской помощи.

 Требования множатся с течением времени, бессистемно и не только по причинам, связанным с реально управляемыми рисками, сопровождающими осуществление медицинской деятельности, с появлением новых опасностей или с обнаружением ранее скрытых. Серьёзное упорядочивание требований на федеральном уровне началось лишь недавно с реформой контрольно-надзорной деятельности. Специальные требования к обеспечению безопасности медицинской деятельности, благодаря этому упорядочиванию, начинают формироваться в более-менее логичные правовые конструкции в пределах относительно самостоятельных направлений.

 Среди важнейших направлений обеспечения безопасности, где необходимо в первую очередь организовать выполнение специальных требований, можно с уверенностью выделить:
 -   эпидемиологическую безопасность и соблюдение санитарно-эпидемического режима;
 -   лекарственную безопасность и фармаконадзор;
 -   безопасность изделий медицинского назначения, включая техническое обслуживание медицинской техники и метрологическое обеспечение средств измерений;
 -   хирургическую безопасность;
 -   трансфузиологическую безопасность;
 -   информационную безопасность;
 -   безопасность среды в медицинской организации;
 -   технику безопасности и охрану труда;
 -   пожарную безопасность.

 Внутри все эти направления содержат множество требований, выполнение которых требует от ответственных лиц каждой медицинской организации найти множество организационных решений, и без приведения всех их в систему что-либо работоспособное сделать практически невозможно. Для того, чтобы система управления медицинской организацией в этой части – т.е., система внутреннего контроля качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности, была эффективной, необходимо, прежде всего, проанализировать процессы медицинской организации, каким-либо образом связанные с указанными направлениями, и выделить риски, которые генерируются по каждому из них. Затем, для каждого выделенного риска следует проработать профилактические меры – предотвращения неблагоприятных событий, если это возможно – т.е., для преимущественно детерминированных процессов, или уменьшения вероятности их наступления, снижения тяжести возможных последствий – для преимущественно вероятностных процессов. Выработанные профилактические меры закрепляются в локальных регламентах, инструкциях, стандартах и других документах. Они, конечно, должны соответствовать установленным требованиям, если те существуют для того или иного риска, а при их отсутствии придётся разработать собственные.

 Сложно? Да, неимоверно. Но и необходимо, если медицинской организации нужна реальная рабочая система обеспечения качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности, а не «бумажки» на полку «для проверяющих». Почему проект внедрения интегрированной системы менеджмента качества (СМК, ИСМК) имеет оптимальные сроки реализации год – полтора, и почему поиски «всех нужных» и «готовых» документов обречены на провал. Единственный вариант, когда такое допустимо – смещённая «точка входа» в проект ИСМК. Единственный!

 Что мы понимаем под «смещённой точкой входа в проект ИСМК»: в процессе реализации многих проектов ИСМК в различных медицинских организациях (а двух одинаковых медицинских организаций не существует) у консультантов-экспертов нарабатывается не только опыт руководства созданием необходимых документов надлежащего качества, но и масса собственного ценного практического материала. В основном, конечно, это строго индивидуальные разработки, однако некоторая (в целом по проектам – весьма небольшая) часть такого материала преимущественно опирается на действующие нормативные правовые акты федерального уровня и в этой связи может служить основой для тиражируемых решений. Из этой части условно универсальных материалов по итогам аналитической работы можно формировать тематические сборки, обладающие характеристиками указанной выше «допустимости»: изначально заложенная в них интегрируемость в СМК, ясность необходимости дальнейших шагов к СМК и комплексность решения, а также надёжная опора на действующие нормативные правовые акты федерального уровня. Т.е., внедрение таких «сборок» следует расценивать как этап движения к ИСМК, позволяющий здесь и сейчас организовать работу в том или ином направлении в полном соответствии с установленными требованиями, «отбиться от проверяющих», а также сэкономить время и деньги за счёт того, что такие сборки завтра, при неизбежном вступлении в проект ИСМК, не полетят в корзину.

 Далее, логически следует вывод о необходимости внимательно исследовать не только составы появляющихся предложений, но и предпосылки их появления – из них видны перспективы. Задавайте вопросы разработчикам – они абсолютно правомерны, о том, откуда эти продукты, кто их создал, на основании какого опыта и т.п. Писать об этом приходится прямо, коллеги, т.к. мы постоянно взаимодействуем с вами, ищущими и зачастую уже не единожды обжегшимися «всеми нужными» и «готовыми», но не всегда полезными в деле документами. 
---
 Полнотекстовый оригинал
---
Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский
2
Добрый день, уважаемые коллеги!

17 April 2019
WHO releases first guideline on digital health interventions.
ВОЗ выпустила первое руководство по цифровым мероприятиям в области здравоохранения.

Проект глобальной стратегии по цифровому здравоохранению 2020-2024 будет рассмотрен в 2020 году.
Разработан «Атлас цифрового здравоохранения» (глобальный онлайн-репозиторий, где исполнители могут регистрировать свою деятельность в области цифрового здравоохранения). Создан для поддержки правительств в мониторинге и координации цифровых инвестиций в их странах.
6 марта 2019 г. объявлено о создании Департамента цифрового здравоохранения для повышения роли ВОЗ в оценке цифровых технологий и оказания государствам-членам поддержки в установлении приоритетов, их интеграции и регулировании.

С полным релизом можно ознакомиться здесь.

Материалы ВОЗ (пока только на английском языке):

1. mHealth Assessment and Planning for Scale
Мобильное здравоохранение. Оценка и планирование

2. WHO Guideline: recommendations on digital interventions for health system strengthening
Директива ВОЗ: Guideline по цифровым мероприятиям для укрепления системы здравоохранения

Executive summary
Evidence and recommendations
Research considerations
Web supplement 1: evidence-to-decision frameworks
Web supplement 2: Unpublished systematic reviews and GRADE tables

Основные положения
Доказательства и рекомендации
Исследовательские материалы
Веб-приложение 1: Структуры доказательств
Веб-приложение 2: Неопубликованные систематические обзоры и таблицы GRADE

3. Monitoring and Evaluating Digital Health Interventions. A practical guide to conducting research and assessment
Мониторинг и оценка цифровых медицинских мероприятий. Практическое руководство по проведению исследований и оценки

4. Global Strategy on Digital Health—open to public consultation
Глобальная стратегия по цифровому здравоохранению 2020-2024 (проект)

5. World Health Assembly Digital health resolution
Резолюция ВОЗ по цифровому здравоохранению (2018).

Отсюда.
---
Всегда Ваш, Андрей Таевский
3
 Уважаемые коллеги! Добрый день!

 Мониторинг качества и безопасности лекарственных средств и изделий медицинского назначения как одна из важнейших составляющих государственной системы контроля в сфере здравоохранения и защиты прав граждан в настоящее время в значительной и всё возрастающей мере опирается на функционал лиц, непосредственно взаимодействующих с пациентом.

 Так, ч.7 ст.76 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», вступающей в силу с 1 января 2020 года предусмотрено, что «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, хранение, ввоз в Российскую Федерацию, отпуск, реализацию, передачу, применение и уничтожение лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивают в порядке и в составе, которые установлены Правительством Российской Федерации с учетом вида осуществляемой ими деятельности, внесение информации о лекарственных препаратах для медицинского применения в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения». Обозначенный «порядок» установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года № 1556 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения» и нагружает он медицинские организации новыми обязанностями неимоверно. И хотя ответственность за исполнение «порядка» возложена на юридических лиц и должностных лиц (Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ» уже введена суетливо специальная статья 6.34 для этого дела, с новым составом «административного правонарушения», предусматривающая  четырёх-пятизначные штрафы для должностных лиц и пяти-шестизначные для юридических лиц), нетрудно догадаться, кому в медицинских организациях в основном придётся трудиться во исполнение документа. Изучать, осваивать, исполнять, ошибаться, нести ответственность…

 Наверное, с позиций государственного управления это кажется логичным. Как говорится, «дёшево и сердито», на первый взгляд. Однако трудовые будни лиц, участвующих в лечебно-диагностическом процессе, и без того перегружены бесчисленными околомедицинскими, а то и вовсе немедицинскими функциями – учётными, контрольными, административно-распорядительными, просветительскими и т.д., и т.п. Низвергающиеся, как из рога изобилия, дополнительные и непонятные для большинства врачей и средних медицинских работников обязанности вызывают резонные вопросы в их целесообразности и, в случае отсутствия внятных ответов, сопротивление со всеми вытекающими из него неприятностями для всех и, прежде всего, для руководителей. Т.е., первая и главная задача руководителя – дать внятные ответы. И готовить их нужно уже сейчас.

 С чего начать?

 По нашему мнению, наиболее правильным будет сразу применить проектный поход. В этом случае, руководителю медицинской организации, вне зависимости от наличия штатных или внештатных юристов, следует начать с самостоятельного изучения изменений в нормативной правовой базе в обозначенной части для того, чтобы оценить масштаб требующихся изменений. Затем, необходимо создать рабочую группу, куда включить основных заместителей, юристов, экономистов, руководство служб информационно-технической поддержки и, конечно, специалистов, ответственных за обеспечение лечебно-диагностического процесса лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, их качество и безопасность.

 План работы группы должен включать в себя:

 - анализ изменений в нормативно-правовом регулировании и новых требований к обеспечению качества, безопасности и мониторинга движения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в самой медицинской организации и в её зоне ответственности;

 - анализ существующего состояния, внедрённых решений, задействованных и недостающих процессов, контролируемых и неконтролируемых зон (пробелов), связанных функций ответственных лиц, эффективности и рисков (внутренний вводный аудит);

 - широкое обсуждение в коллективе и поиск необходимых корректирующих действий, составление плана коррекционных мероприятий, в котором должны отражаться не только шаги, этапы и сроки реализации, но и распределение полномочий, а также обратные связи и механизмы совершенствования проекта в ходе его реализации;

 - выработку подсистемы обеспечения качества, безопасности и мониторинга движения лекарственных средств и изделий медицинского назначения системы менеджмента качества медицинской организации, в т.ч. разработку новых, ревизию и необходимую коррекцию ранее установленных локальных регламентов, информационное и методическое сопровождение, первичное и систематическое обучение персонала, разработку средств автоматизации.

 Даже если Ваша медицинская организация в настоящее время не занята созданием системы менеджмента качества и склонна придерживаться традиционного для нашей страны пути директивного управления, мы рекомендуем именно в данном направлении использовать проектный подход. Во-первых, потому, что всеобщий переход к современным принципам менеджмента качества в российском здравоохранении неизбежен. А во-вторых, потому, что отмеченные выше изменения в федеральной нормативной правовой базе несут явный стимул к такому переходу.

 Полностью текст – в оригинале.
---
Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский
4
Добрый день! Если за эти 4 года Вам удалось раздобыть инструкцию по заполнению табл. 2514 формы 30, буду очень признательна если поделитесь. Можно прислать сюда irina.vokhta@sparm.com
5
 Уважаемые коллеги! Добрый день!

 18 января 2019 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минздравом России был размещён законопроект ID: 02/04/01-19/00087756 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования экспертизы качества медицинской помощи» (далее – Законопроект).

 Думается, совершенствовать «регулирование» столь важного направления, как экспертиза качества медицинской помощи, нужно. Вопрос заключается в том, как это делать, чтоб «совершенствование» не обернулось на деле своей противоположностью. Нам есть, что сообщить по этому поводу.

 Для того, чтобы «регулирование» какой-либо деятельности было полезным для общества, нужно найти ответы на фундаментальные вопросы: что есть объект «регулирования» и зачем он нужен, какие субъекты им занимаются и чьи интересы при этом затрагивают, какие возникают при осуществлении этой деятельности проблемы и какие из них не могут быть решены иначе, как нормативным правовым регулированием? Попробуем разобраться с этим в эссе «Как Минздрав экспертизу продавал». Приятного чтения!
---
 Всегда ваши, Андрей Таевский и ЭкспертЗдравСервис.
6
Техподдержка / Re: Обсуждение годового отчета 2018 г
« Последний ответ от Елена123 28 Января 2019, 15:39:14 »
Здравствуйте. Включите пожалуйста меня в обсуждение годового отчета. Спасибо.
7
Уважаемые коллеги! Добрый день!

 Основы управления качеством медицинской помощи и рисками, связанными с её оказанием и осуществлением медицинской деятельности, мы с вами не раз уже разбирали. Управлять можно только тем, что можно измерить. В этой связи, ключевое значение имеют, помимо самих целей управления и их преследования, система оценочных критериев и показателей качества и методы их измерения.

 С проблемами управления качеством основного «производственного» процесса медицинской деятельности – процесса оказания медицинской помощи, порождёнными приказом Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», мы благополучно разобрались в серии статей: ст.А, ст.Б.1, ст.Б.2, ст.Б.3 и других работах, представленных на нашем сайте. Однако родной «отраслевой регулятор» не собирается останавливаться на достигнутом и готовит для нас новые управленческие шедевры. Делать нечего, приходится возвращаться к основам.

 В новой работе «Серобуромалиновый квадрат в апофигее искусства отраслевого регулирования» мы разобрали используемые в практике управления качеством медицинской помощи основные оценочные принципы и то, как следует им наш «отраслевой регулятор». Выводы получились весьма печальными..
---
8
Техподдержка / Re: Обсуждение годового отчета 2018 г
« Последний ответ от МАНЮНЯ 24 Января 2019, 15:06:57 »
Добрый день! Прошу включить меня в тему обсуждение годового отчета 2018
9
Добрый день!

Медстат, контроль "кн. 72, 14": 13,1000,1,05>(13,1102,1,02-13,1102,1,11)*

Но графы 11 в таблице 1102 нет. Аналогичная ошибка ещё в нескольких контролях.

Что имелось ввиду на самом деле? Какова должна была быть формула?

С уважением И. Э.
10
Прошу включить меня в обсуждение годового отчета 2018
Заявку отправила
Заранее благодарна.
Страницы: [1] 2 3 ... 10