Автор Тема: Важно! Утверждены федеральные «критерии оценки качества медицинской помощи»  (Прочитано 4287 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Taevsky

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 84
  • Карма: +3/-0
  • Expert
    • Здрав.Биз. Готовые решения
  • 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  • 3. Место работы: Здрав.Биз
Уважаемые коллеги! Важно и срочно!
 Утверждены федеральные «критерии оценки качества медицинской помощи».

«Критерии» утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июля 2015 года «Об утверждении критериев качества медицинской помощи».
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 2015 года.

Установленные «критерии» далеки от совершенства  (но, всё же, гораздо лучше, чем те, что пытались "протащить" под Новый год – см. статью «Хаотическая концепция качества», и мы поговорим об этом ещё не раз. Возможно, что-то удастся исправить, со временем. Тем не менее, приказ есть приказ.
Сейчас мы приводим все наши пакеты документов в соответствие с этим приказом.

Подробности здесь:

Скачать приказ можно здесь
---
С уважением, Андрей Таевский

Оффлайн Taevsky

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 84
  • Карма: +3/-0
  • Expert
    • Здрав.Биз. Готовые решения
  • 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  • 3. Место работы: Здрав.Биз
Вот они и появились, федеральные «критерии оценки качества медицинской помощи». Они установлены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Что несут они с собой? Коллеги, выкладываю здесь материал на эту злободневную тему и приглашаю к обсуждению.
---
О федеральных «критериях оценки качества». Часть I. Шашки наголо!
---
Шашки – наголо!

 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в последнее время подвергалась довольно жёсткой критике за отсутствие достаточных правовых оснований осуществляемых ею проверок качества оказываемой медицинской помощи и обеспечения контроля качества в медицинских организациях в связи с отсутствием федеральных критериев. Соответственно, и принимаемые в отношении медицинских организаций меры не были законными, поскольку базировались на произвольных суждениях сотрудников этого ведомства, выступающих здесь в качестве экспертов. Об этой проблеме сообщалось, в частности, Федеральной антимонопольной службой, о чём мы говорили в работе «Январский доклад ФАС. Возможные последствия».

 Сейчас все основания для проведения проверок в отношении качества медицинской помощи и внутреннего его контроля у Росздравнадзора есть. С 25 августа приказ вступает в силу. Медицинские организации должны быть готовы предъявить проверяющим систему внутреннего контроля качества на основе федеральных критериев и признаки её регулярного применения – то есть, результаты проведения контроля. Времени для осмысленного перехода медицинских организаций и здравоохранения в целом на новые критерии не предусмотрено. Переход приходится осуществлять в авральном порядке.

Прогресс регулятора

 Как мы и предполагали в работе «Хаотическая концепция качества», установленные Приказом «критерии» далеки от совершенства. Но, это уже критерии, в отличие от профильных наборов установленных требований, произвольно отобранных из различных регламентирующих документов («чек-листов» исполнения для механической непрофессиональной оценки «качества»). Ими был наполнен проект соответствующего приказа в декабре прошлого года, реакцией на который и стала обозначенная статья (а также, наши критические комментарии на Едином государственном портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения).

 Перечни «критериев оценки качества» стали менее механистическими и более профессиональными, «экспертными». Лишь эксперт может дать обоснованные и верные ответы на многие вопросы, которые неизбежно возникнут при проведении оценки качества на основе установленных Приказом критериев. И эти ответы будут отражать его профессионализм, его клиническое мышление и его экспертный уровень. Так и должно быть.

 Неплохо решены в Приказе самые, пожалуй, «тяжёлые» вопросы исполнения порядков оказания и стандартов медицинской помощи, а также клинических рекомендаций. У врача появилась не только возможность, но и обязанность принимать решения с учётом клинической ситуации, а не только установленных требований (это затруднение ранее преодолеть в нормативно-правовых актах федерального уровня не могли), и обосновывать свои решения. И не только в начале, но и в процессе лечения. Здесь, правда, возникает проблема обеспечения соответствия «порядков» и «стандартов» клиническим рекомендациям. Особенно, «стандартов». Вся их история указывает на то, что вряд ли нам стоит надеяться на скорое её решение. Как и на то, что телега всегда будет позади лошади.

 Приказ проясняет многие туманные в прошлом (при отсутствии системного управления качеством, конечно) вопросы экспертизы качества медицинской помощи при осуществлении внутреннего контроля, так часто становившиеся основной причиной формирования сверхстойкого формализма в экспертной работе. Теперь эксперт медицинской организации уже не может игнорировать необходимость погружения в лечебно-диагностический процесс при разборе случаев оказания медицинской помощи. Он будет либо погружаться в него, либо лгать, и эта ложь будет явной.
---
Продолжение следует. Вторая часть статьи несколько более критична.
---
С наилучшими пожеланиями, Андрей Таевский и команда Здрав.Биз
---
Статья полностью в Источнике
---
« Последнее редактирование: 25 Августа 2015, 23:19:01 от Taevsky »
С уважением, Андрей Таевский

Оффлайн Taevsky

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 84
  • Карма: +3/-0
  • Expert
    • Здрав.Биз. Готовые решения
  • 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  • 3. Место работы: Здрав.Биз
О федеральных «критериях оценки качества». Часть II. В песочнице (с сокращениями)

 Вместе с тем, установленные Приказом «критерии» не лишены серьёзных недостатков. Первое, что бросается в глаза: отсутствие системы. Связь «критериев» с целью, местами, появилась, прослеживается, но в систему они не сложились. Для оценки качества медицинской помощи в амбулаторных условиях предлагается 15 равнозначных параметров, в стационаре – 20 (с учётом традиционно сбитой нумерации пунктов – забыли поставить букву «о» в п.4, и самостоятельный оценочный критерий превратился в дочерний, хотя и не имеет к нему никакого отношения. В общем-то, для документа такого уровня подобные огрехи недопустимы).

 Некоторые критерии уточняются в подпунктах, однако проблемы это не решает. Степень влияния на общую оценку качества каждого из 15 или 20 критериев равна любому другому. Но это ещё не вся проблема. Среди 15 «амбулаторных», например, 3 критерия касаются действий врача при первичном осмотре, 3 – назначения и выписывания лекарственных средств, 2 – диспансерного наблюдения и диспансеризации, 1 – результата лечения. Это значит, что значимость результата лечения равна 1/15, диспансеризации 2/15, а назначения лекарственных препаратов в соответствии с регламентами 1/5. Втрое выше, чем результатов лечения! Деформация налицо.

 Чтобы обрести более ясное видение проблемы, ознакомьтесь с материалами «Критерии качества. Модель системы» и «О критериях качества. Конкретно».

 Далее. Содержание некоторых критериев уточняется в подпунктах, которые полностью его не раскрывают. Отдельные аспекты, выхваченные из общей массы, могут акцентироваться в определённых целях – это вполне нормально (например, оформление информированного добровольного согласия в угоду обеспечения прав потребителей – как в Приказе, или что-либо действительно важное в лечебно-диагностическом процессе, или актуальное – некий параметр, который необходимо «подтянуть» в настоящее время – в нормальной, «живой» системе управления). Но, тогда, под все прочие необходимо отводить место. В противном случае, они будут регулярно игнорироваться, в результате чего процессы будут стремиться к выходу из допустимых пределов в неконтролируемых зонах. Это чревато негативными последствиями, как для отдельных пациентов, так и для населения.
 Но, конечно, самый глубокий дефект установленных Приказом «критериев оценки качества» заключается в унаследованном смешении принципов минимальной достаточности и соответствия. Подробно сущность явления рассмотрена нами во второй части работы «Бодрый спотыкач» ( «Бодрый спотыкач. Часть II. Шоу стреноженных зомби» ).

 В Приказе мы находим смесь признаков качества, оценка которых проводится по различным принципам – дихотомическому принципу минимальной достаточности (есть/нет, выполнено/не выполнено, допустимо/недопустимо) и принципу соответствия, предполагающему градацию соответствия условному идеалу от полного несоответствия до полного соответствия. Напомним, критерии последней группы также могут оцениваться по принципу минимальной достаточности, но для этого необходимо установить допустимые пределы показателей на оценочной шкале (одного из трёх типов: меньше, чем Х – недопустимо, либо больше, чем Y – недопустимо, либо меньше, чем Х и больше, чем Y – недопустимо). И если с критериями, предполагающими оценку по принципу минимальной достаточности, в Приказе есть хоть какая-то ясность, то с критериями, оцениваемыми по принципу соответствия – не ясно ничего. Пределы допустимых отклонений не установлены.

 Критерии нужны не для того, чтобы были, а для применения при проведении экспертизы и контроля качества медицинской помощи. Вопрос в том, кто, как и в каких целях будет их использовать. Органам государственного надзора в сфере здравоохранения при проведении проверок будет легко устанавливать исполнение обязательных требований, если их оценка проводится по принципу минимальной достаточности. Есть или нет, выполнено или не выполнено – вопрос простой. А там, где нужно оценить, преодолело ли то или иное отклонение допустимые границы, действовать придётся произвольно. То есть, произвол эксперта при проведении контроля качества в форме надзора сохраняется в системе.

 С учётом того, что Приказ, по сути, даёт зелёный свет Росздравнадзору на проведение проверок качества оказываемой медицинской помощи и обеспечения контроля качества в медицинских организациях, сохранение надзорного произвола означает новый виток  всё той же деструктивной спирали. Очередная попытка подмены надзором дефективного управления ещё больше сжимает пружину, и без того находящуюся в перенапряжённом состоянии, угрожающем срывом в любой момент.

 В целях управления, установленные Приказом «критерии» также мало применимы. По крайней мере, в «чистом виде», без определения идеального состояния, оценочной шкалы и пределов допустимых отклонений, а также без описания технологии проведения экспертизы. Вне хорошо проработанной системы внутреннего контроля пользы от них будет мало (кроме защиты от проверок, конечно же. Надзор – это наше всё). Можно выйти из положения следующим образом: проводить оценку каждого (из предложенных Минздравом) контролируемого параметра в два этапа. На первом этапе оценивать параметр по принципу минимальной достаточности, на втором (для прошедших первый этап, разумеется) – оценивать уже по принципу соответствия.

 Для примера, возьмём самый первый «критерий оценки качества» в федеральном перечне, и внутри него – первый уточняющий подпараметр. Он звучит так: «заполнение всех разделов, предусмотренных амбулаторной картой». Прекрасно! Заполнены все разделы в амбулаторной карте в соответствии с требованиями к ведению медицинской документации – первый этап пройден. Нет – нет. Следует устранить нарушения, насколько это возможно. Если пройден, на втором этапе оценивается качество «контента» – здесь могут быть уже варианты приближения к желательному. В зависимости от полноты и информативности, читаемости и грамотности, особенно профессиональной грамотности, логичности и обоснованности записей и, самое главное, от того, в какую сторону и в какой степени выявляемые отклонения повлияли или могли повлиять на результат лечения, эксперт выставляет оценку. На основе оценочной шкалы, «шаг» которой задан, как заданы и принципы оценки, и пределы допустимых отклонений. Именно здесь эксперт может оценить связь отклонения с результатом оказания медицинской помощи. Иных возможностей для этого нет. А без них нет и управления.
---
Статья полностью в Оригинале.
---
С уважением, Андрей Таевский

Оффлайн Taevsky

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 84
  • Карма: +3/-0
  • Expert
    • Здрав.Биз. Готовые решения
  • 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  • 3. Место работы: Здрав.Биз
Материал для коллег – организаторов здравоохранения, осуществляющих внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях:

Автоматизация контроля качества по федеральным критериям

Со скриншотами и формулами.
С уважением, Андрей Таевский

Оффлайн Taevsky

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 84
  • Карма: +3/-0
  • Expert
    • Здрав.Биз. Готовые решения
  • 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  • 3. Место работы: Здрав.Биз
Автоматизация экспертизы своими силами. Пошаговое руководство для врачей - организаторов здравоохранения.

Автоматизация экспертизы качества по федеральным критериям. Практические советы. Часть I

Автоматизация экспертизы качества по федеральным критериям. Практические советы. Часть II

Описано подробно, с иллюстрациями, как создать АЭТК, позволяющую автоматизировать экспертизу качества медицинской помощи на основе федеральных критериев, в т.ч. формировать карту контроля качества и экспертные заключения, реализовать технически возможность отключения неприменимых параметров, производить правильные расчёты показателей и т.д.
« Последнее редактирование: 23 Декабря 2015, 15:39:07 от Taevsky »
С уважением, Андрей Таевский

Оффлайн Taevsky

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 84
  • Карма: +3/-0
  • Expert
    • Здрав.Биз. Готовые решения
  • 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  • 3. Место работы: Здрав.Биз
Серьёзный материал:

Технология экспертизы качества медицинской помощи по федеральным критериям

В работе представлена технологическая основа экспертизы качества медицинской помощи, использование которой позволяет получать достоверные объективные результаты в условиях действующего приказа Минздрава России от 7.7.2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
С уважением, Андрей Таевский

Оффлайн Taevsky

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 84
  • Карма: +3/-0
  • Expert
    • Здрав.Биз. Готовые решения
  • 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  • 3. Место работы: Здрав.Биз
Коллеги, важная информация:
1 июля 2016 года Минздрав России анонсировал на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов  с ID 02/08/07-16/00050309 разработку новых критериев оценки качества. Проект приказа опубликован на некоторых профессиональных медицинских ресурсах в сети Интернет с ограниченным доступом (например, здесь).

Комментарии к проекту: Каша стройными рядами, или проект федеральных критериев оценки качества – 2016. Часть I. Изменения

Коллеги, на странице проекта на Фед. портале проектов НПА можно и нужно давать комментарии, они 100% доходят до разработчиков. Я - выдам обязательно. Поэтому, все сделанные вами здесь комментарии, замечания, уточнения по существу проекта будут очень важны для дела. Благодарю!

С уважением, Андрей Таевский

Оффлайн Taevsky

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 84
  • Карма: +3/-0
  • Expert
    • Здрав.Биз. Готовые решения
  • 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  • 3. Место работы: Здрав.Биз
Важно! Утверждены НОВЫЕ федеральные «критерии оценки качества медицинской помощи»!

Новые «критерии» утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июля 2016 года № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

 Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 2016 года и вступает в силу с 1 июля 2017 года. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» с этого момента утратит силу.
 
Узнать подробности и скачать новый приказ можно здесь.
С уважением, Андрей Таевский

Оффлайн Taevsky

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 84
  • Карма: +3/-0
  • Expert
    • Здрав.Биз. Готовые решения
  • 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  • 3. Место работы: Здрав.Биз
Выход Приказа 520н напоминает постановочное шоу со спецэффектами: проект его был анонсирован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов с ID 02/08/07-16/00050309 (далее – Проект) и должен был подвергнуться открытому обсуждению, однако текста Проекта там так и не появилось. Проект «застрял» на второй стадии «уведомления о начале разработки» и пребывает в ней до сих пор. Многие специалисты видели Проект в нескольких вариантах, просочившихся в первой половине лета через естественные отверстия ведомства в окружающую профессиональную среду, но ждали официального размещения текста, чтобы сделать свои замечания и предложения. Вместо этого, они получили шептуна в лицо в виде утверждённого и даже зарегистрированного в Минюсте Приказа 520н. Нет официального размещения текста проекта – нет серьёзного обсуждения. Нет обсуждения – нет критики. Нет критики – нет изъянов у модели. В общем, выход Приказа 520н в свет получился эффектным, да ароматы не те. Оваций профессионального сообщества не последовало – все зажали носы...

Аналитическая статья "Явление федеральных критериев оценки качества – 2016" полностью

Проведён анализ приказа Минздрава России от 15 июля 2016 года № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
С уважением, Андрей Таевский

Оффлайн Taevsky

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 84
  • Карма: +3/-0
  • Expert
    • Здрав.Биз. Готовые решения
  • 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  • 3. Место работы: Здрав.Биз
1 июля 2017 года вступает в силу приказ Минздрава России от 15 июля 2016 года № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», прошедший регистрацию в Минюсте России 8 августа 2016 года. В деятельности медицинских организаций и практикующих врачей с этого момента произойдут существенные изменения.

 О вероятных последствиях появления этого документа, которые коснутся не только каждой медицинской организации, но и каждого врача в стране читайте в новой статье «Обратный отсчёт».

 До вступления приказа в силу остаётся триста и один день…

---
С наилучшими пожеланиями, Андрей Таевский
С уважением, Андрей Таевский

Оффлайн Taevsky

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 84
  • Карма: +3/-0
  • Expert
    • Здрав.Биз. Готовые решения
  • 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  • 3. Место работы: Здрав.Биз
Серьёзный анализ Приказа 520н предпринят нами в работе «Явление федеральных критериев оценки качества – 2016». В статье «Обратный отсчёт» мы уверенно показали, что этот документ, по сравнению с бесконечно далёким от идеала Приказом 422ан, ухудшает ситуацию с обеспечением качества и безопасности медицинской деятельности и затрудняет достижение целей в области качества на всех уровнях организации системы здравоохранения, насаждая непрофессионализм в экспертизе качества медицинской помощи и уничтожая, тем самым, основы управления отраслью и саму возможность её развития. Судя по опубликованному на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов с ID 01/02/01-17/00061161 проекту Минздрава о внесении дополнений в Приказ 520н, надеяться на исправление ситуации уже не приходится. До вступления документа в силу остаётся сто сорок три дня…

Ремейк известного контрольно-надзорного оценочного триллера о слепой и беспощадной каре.
С уважением, Андрей Таевский

Оффлайн Taevsky

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 84
  • Карма: +3/-0
  • Expert
    • Здрав.Биз. Готовые решения
  • 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  • 3. Место работы: Здрав.Биз
Чудные дела творятся порой в нашем здравоохранении, коллеги.
Наделавший шуму приказ Минздрава России от 15 июля 2016 года № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» будет отменён до вступления в силу?
Проект приказа Минздрава «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», на полном серьёзе отменяет приказ 520н! Вот, так бывает...
Мы провели для вас анализ этого проекта.
Вот его результаты: Проект безумного качества.
С уважением, Андрей Таевский

Оффлайн Taevsky

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 84
  • Карма: +3/-0
  • Expert
    • Здрав.Биз. Готовые решения
  • 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  • 3. Место работы: Здрав.Биз
Уважаемые коллеги!
Профессор Валерий Викторович Васильев, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, провёл анализ критериев оценки качества медицинской помощи по некоторым инфекционным заболеваниям и поделился с нами результатами в этой статье.
Они подтверждают самые худшие опасения и в части содержания «критериев». Что нас ждёт впереди: непрофессионалы будут судить профессионалов на основе непрофессиональных оценочных инструментов. Это беда.
С уважением, Андрей Таевский

Оффлайн Taevsky

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 84
  • Карма: +3/-0
  • Expert
    • Здрав.Биз. Готовые решения
  • 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  • 3. Место работы: Здрав.Биз
Добрый день, уважаемые коллеги!
И снова утверждены новые федеральные "критерии оценки качества медицинской помощи"!
Краткая справка: 10 мая 2017 года приказом Минздрава России № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» установлены новые «критерии оценки качества» (скачать можно : здесь). Документ прошел регистрацию в Минюсте России, регистрационный № 46740 от 17 мая 2017, и вступает в силу с 1 июля 2017 года.  Он отменил оба предшествующих нормативных акта: и приказ Минздрава России от 7 июля 2015 года № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», и не успевший вступить в силу приказ Минздрава России от 15 июля 2016 года № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
О том, что изменилось, кто и как будет использовать новые "критерии оценки качества" и что делать медицинским организациям, читайте в статье Груз качества 200 и 3 «нэ». Статья большая и хорошая. Безусловно, будет интересна и полезна коллегам - организаторам здравоохранения.
С уважением, Андрей Таевский